Это мог бы сказать о себе наш скромный заводик, будь он живым мыслящим существом...
Скоро исполнится два года с моего возвращения на "Биофарм". Не бог весть, какой долгий период работы, но, учитывая, что возвращение произошло спустя 14-летний промежуток, некоторые примечательные наблюдения прямо-таки бросаются в глаза - ощущается контраст между "было" и "стало", ну и прочие подобные эффекты, возникающие в подобных случаях, в отличие от непрерывно наблюдаемых постепенных изменений.
Первое, что в глаза именно бросилось - малолюдность на территории. В начале "нулевых", когда заводик начал худо-бедно оживать после комы "святых 90-х" (причем основной причиной этого локального сколенвставания были не усилия собственника, а высочайшее повеление тогдашнего губернатора Э.Росселя, коим прямо и недвусмысленно запрещалась ликвидация фармацевтических предприятий на территории Свердловской области - тык-скыть, грубый административный сапог наступил на горло предпринимательской песне...), тогда даже во время ночной смены персонал мелькал повсюду, сновал из корпуса в корпус, и вообще кипела работа. Сейчас днем - еще видны какие-то признаки жизни, ночью же заводская площадка здорово смахивает на кладбище. Причем, когда я устраивался в 2017-м, все обстояло еще не настолько грустно, даже в раздевалке перед сменой, что называется, задницами толкались - и вот, менее, чем за пару лет... Коллеги рассказывают, что подобная синусоида подъема и упадка так и тянулась все время моего отсутствия, вот только подъемы с каждым разом выглядели все более скромно.
Второй примечательный момент - уменьшение количества оборудования, участвующего в производстве. Опять же, если отмотать ленту времени в начало века, тогда мы, бывало, из двух-трех ржавевших все 90-е, но до конца не доржавевших агрегатов мастерили один, и получалось нечто работоспособное. Даже кое-что закупалось - частью в Германии, частью, понятное дело, по ту сторону Великой стены. К настоящему времени значительная часть "реанимированной" тогда техники окончательно выработала ресурс и отправилась в металлолом, не получив замены. Поэтому в цехах удивительный простор, от которого автору этих строк до сих пор как-то не по себе. Остальное кое-как ремонтируется методом импровизаций, причем и сами эти импровизации становятся все примитивнее. "Пол-завода держится на скотче" - это уже не совсем метафора... Владельцы уже давно не выделяют средств не только на развитие, но даже на нормальный ремонт и текущее обслуживание - хотя, казалось бы, должны быть заинтересованы, чтобы их кормушка продолжала приносить доход (как-никак, лекарственная продукция, тем более, бюджетной ценовой категории, будет пользоваться спросом всегда, в любой кризис). Можно посыпать соли на раны энтузиастов частного предпринимательства и бестактно напомнить, как лет тридцать назад они верещали, что все беды - от отсутствия Хозяев(tm). Ну вот-с, Хозяева давно явились, и итоги их хозяйствования говорят сами за себя. Локальная деиндустриализация, самотеком идущая на маленьком заводике - всего лишь отражение, как в капельке воды, аналогичного процесса в масштабах всей страны.
Кстати, полюбуйтесь - наша заводская "заброшка":
- бывшая другая промплощадка в другом районе, ныне пристанище бомжей и неформальный общественный сортир.
- рисованные фасады - это похлеще любых "потемкинских деревень"!
- причем даже их не могут натянуть сколько-нибудь толково. Показуха - и та низкосортная...
Третье, что следует упомянуть - снижение культуры производства. Это понятие определяется многими факторами, среди которых и квалификация самих работников, и уровень мотивации, и условия труда, и техническая оснащенность, и организация производственного процесса, и еще многие вроде бы мелочи. Ну так вот, о какой культуре производства можно говорить, если отсутствует сколько-нибудь вразумительная система первоначального обучения прямо на предприятии? В лучшем случае, сметливый новичок бессистемно нахватается минимума необходимых знаний и навыков у более опытных коллег и кое-как обобщит эту эмпирику. Что до мотивации... Было дело, уже говорил в одном из давних постов, что в рабочей среде парадоксальным образом до сих пор бытует такой слегка иррациональный стимул, как уважение к собственному труду - именно потому, что он собственный, и плохо делать свою работу натурально кажется "западло" просто потому, что это ты ее делаешь, и делая хреново, тем самым не уважаешь себя же самого. Так вот, похоже, это - последний мотивационный рубеж, который пока кое-как держится. Система премирования? Материальное стимулирование? Да не смешите! С этим в полном соответствии с песенной цитатой: "Жратва и крыша с каждым годом все дороже, /И лишь зарплата не меняется одна...". Наконец, какая может быть культура производства при условии, что давно забыты нафиг элементарные нормативы технического обслуживания оборудования? Работает как-нибудь - и ладно, сломается - тогда начальство примется чесать репу. И это тоже не какой-нибудь "биофармовский" эксклюзив, похожие вещи - с поправками на местную специфику - доводилось слышать от знакомых, работающих в других отраслях. Эти симптомы нарастающей деградации могут быть не особо заметны в офисе, где то новый компьютер установят, то кондиционер поставят, то купят новую мебель - но непосредственно на производстве они видны невооруженным глазом. Особенно если знать и помнить, как обстояло дело буквально несколькими годами ранее. Естественно, на таком фоне все президентские разглагольствования о каких-то там "прорывных технологиях" воспринимаются с иронией.
В общую канву непротиворечиво укладывается возрастающая бестолковщина управленческих решений со стороны руководства. Конкретно у нас на заводе она выражается даже в отсутствии нормального производственного плана. Грубо говоря, еще год-полтора назад, приходя на смену, можно было приблизительно представлять, чем предстоит заниматься в течение ее. Сейчас ситуация сюрреалистически смахивает на то, как если бы, садясь в автобус, пассажир не знал, поедет ли он до той остановки или до этой, или, может быть, вообще заедет куда-то в глухомань и встанет на пустыре. Планы руководства постоянно и непредсказуемо меняются, причем эти изменения в последнее время вообще приобрели характер чехарды, усугубляемой тем, что многие и многие работники руководящего звена крайне смутно представляют себе реалии, связанные с производственными технологиями (взять хотя бы для примера время, необходимое для подготовки того или иного оборудования). Время от времени затеваются абсолютно ненужные ремонты (ну конечно, как же на складе можно обойтись без подвесного потолка?), бессмысленные перестановки машин, предпринимаются разные хаотичные начинания, забрасываемые когда на полдороги, когда чуть ли не сразу после старта... И это, разумеется, тоже не исключительное достояние маленького фармацевтического заводика - просто это то, что я наблюдаю непосредственно, та самая "реальность, данная мне в ощущениях".
В общем, вырисовывается пессимистичекий сценарий, согласно которому собственник просто вознамерился выжать из предприятия все, что оно еще способно дать - а потом закрыть его нахрен. И это, впрочем, также не уникальная ситуация.
Ну, и о небоскребах, фигурировавших в заголовке. Точнее, об одном - который тоже доводится все это время непосредственно наблюдать, так сказать, в процессе развития.
Прямо на части бывшей производственной площадки тот же собственник вздумал возвести отель -
- ибо, как известно с давних пор, капитал стремится в те сферы, где выше норма прибыли.
Первое время новостройка росла довольно быстрыми темпами:
- прямо-таки этаж за этажом, уже ходили слухи, что заводик закроют буквально вот-вот, со дня на день, потому что сами понимаете - выглядывают VIP-постояльцы в окна, а там чумазые корпуса, трубы какие-то, да еще снег, пожелтевший от нитроксолиновой пыли...
...а потом на строящейся высотке появилась растяжка с телефоном, и объявилась инсайдерская информация, что отель уже не отель, а просто жилье, и даже неизвестно в точности, то ли мажорское, то ли не очень...
...А потом резвый рост замедлился почти до полной незаметности.
Изредка можно видеть, как наверху вяло ковыряются полтора человека, и это вся активность...
В таком состоянии "стройка века" и замерла на неопределенное время - и в этом отношении она удивительно напоминает все заброшенные на разных стадиях затеи заводского руководства... да и российской правящей верхушки, от "Русского мира" и космодрома "Восточный" до множества проектов и прожектов, вообще оставшихся чисто на бумаге.
А фиг ли еще можно ожидать от "элиты", вся стратегия которой сводится к "срубить бабла по-быстрому, а там видно будет"? И в маленьких масштабах одного очень небольшого завода, и в масштабах государства, занимающего 1/7 суши результаты получаются предсказуемо схожими.
Bestknyazek34
April 2 2019, 15:56:49 UTC 5 years ago
Настолько крупных что например крановый и маслоэкстракционные заводы входили в 5 крупнейших заводов Союза по профилю.
И проживало тогда в Урюпинске 48 тысяч населения. И что характерно всему этому населению находилась работа.
Во времена святых 90-х первыми полетели предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Обувная фабрика мебельная фабрика, маслопром и пивной завод. Не очень крупные предприятия конечно, по союзным меркам, но в 2019 году вполне могли бы за гигантов индустрии местного масштаба. Завод железобетонных изделий был следующим. Затем загнулся местный гигант, а по нынешним временам супергигант мясоконсервный
Комбинат. Ближе к нулевым сократил в 50 раз объем продукции завод Сельмаш, и почти на столько же трикотажная фабрика.
Святые нулевые пережили и даже уверенно прошли в будующий век завод ламинированной бумаги, крановый завод, асфальто-бетонный завод (работающий на 100% для нужд местного ДРСУ (ныне подразделение автодора) и маслоэкстракционные завод.
Всем этим заводам повезло - все они обрели хозяев. Но в 2010 маслоэкстракционные завод был перепродан, и с тех пор зарплаты заморозились, штат сокращался, а объем продукции нет. Пока не начались системные
проблемы, до последнего пожара когда сгорел практически весь склад и сушилка
Практически 60 % помещений завода. А все потому что в смене вместо двух сушильщиков, двух операторов транспортера и одного кладовщика, по штатному расписанию оказался один сушильщиков и один дежурный-электрик совмещающие все остальные должности за ту же зарплату что и в 2010 году. Поэтому когда ленту транспортера заклинило, вовремя этого не заметили, горящая резина начала падать на сушенную семечек и результат не заставил себя ждать. Крановый завод загнулся совсем, оборудование попили и сдали в металлолом, здания и корпуса сдали в аренду.
АБЗ сначала по закрывали все карьеры и камнедробильные участки, потом и сам завод.
Итого в 2019 году в прежних объемах работает один завод Ламинированной бумаги.
В городе проживает 36 тысяч человек. Из которых половина трудоспособного населения ездит вахтой в Москву в охрану, а остальная половина сидит на бюджете.
Каждый раз когда мне кто-нибудь рассказывать как мы хорошо зажили по сравнению с союзом или 90-ми я прошу рассказать какие новые заводы и фабрики открыли или какой завод нарастил производство в натуральном или денежном выражении.
Обычно уже этого хватает, чтоб человек немного успокоился. Но если не успокаивается, то прошу вспомнить когда он последний раз проезжал мимо вышеупомянутых заводов, вспомнить их нынешний вид и например те времена когда на той же трикотажной фабрике работало 2000 человек.
Вспомнил? Хорошо.
А давай теперь поговорим как у нас жизнь налаживаться начала.