new_vodokachkin (new_vodokachkin) wrote,
new_vodokachkin
new_vodokachkin

Categories:

Destructores de la Republica







Пост, образовавшийся как-то сам собой, вдогонку заметке почти полугодичной давности про потопленный "Baleares". А то получается не совсем справедливо - утопленник известен широкой публике больше, чем его победители. Вот и поправим по мере возможности этот перекос акцентов.


Во время боя у мыса Палос, крупнейшего морского сражения испанской La Guerra civil -



- тяжелый крейсер франкистов, как помнит любой, кто мало-мальски неравнодушен к истории военного флота, отправился на дно в результате совместных усилий тройки республиканских эсминцев - "Lepanto", "Sanchez Barcaiztegui" и "Almirante Antequera". Собственно, вот они:








Три единицы крупнейшей за весь XX век серии эсминцев в составе Armada Española, построенных в Картахене по образу и подобию британских "Скоттов", воплотивших свежий опыт первой мировой. Для своего времени были кораблями пусть ничем из ряда вон не выдающимися, но вполне современными и в целом отвечавшими тогдашним требованиям (вторая мировая, конечно, внесла суровые коррективы, но это все было еще впереди...). Итак, 1500-1650 тонн стандартного водоизмещения (соответственно, 1800-1990 полного), 36-узловой ход (естественно, на мерной миле), 6 торпедных аппаратов в двух трехтрубных установках, главный калибр из 4-5 120-мм орудий (опять же, английского образца - что применительно к испанскому флоту прошлого столетия можно считать нормой), плюс вариативный и менявшийся в течение службы набор зениток и глубинных бомб.



"Lepanto" - 6-й по счету в серии, носитель громкого имени (кому оно ничего не говорит, пускай тому станет мучительно больно за бесцельно прожитые годы!).



- то самое событие, в честь которого он был назван (еще оно примечательно участием некоего М.Сервантеса, не знать которого уж вовсе грешно).



- он же на ходу, в одном из наиболее эстетически выгодных ракурсов. Хотя в общем этому эсминцу в смысле прижизненного фотозапечатления почему-то не слишком повезло, в отличие от собрата -



- "Sanchez Barcaiztegui" (читается "Санчес Баркаистеги", но наши соотечественники отчего-то норовят произнести на французский манер:)). Victoriano Sánchez Barcáiztegui может считаться поистине "человеком и пароходом" -



- участник Первой тихоокеанской войны (и автор небезызвестной фразы "Hoy no es dia de mojar la polvora!" - "Не тот нынче день, чтобы подмочить порох!", произнесенной в ходе тушения пожара на фрегате "Almansa", ведшего дуэль с береговыми батареями Кальяо), затем участник испанской гражданской войны еще XIX столетия, погибший от вражеского снаряда, в общем, военный моряк в полном смысле. Это что касается человека, что же до парохода, то первым в его память был назван небронированный крейсер постройки 1876 г. -



[и еще чуток этого симпатичного стимпанкового кораблика]



- более крупным планом;



- в другом варианте окраски;



- и он же на рисунке интересного самого по себе современного художника-мариниста Manuel Garcia (отсюда -  http://acuarelasdebuquesmanologarcia.blogspot.com/).



- а это фрагмент его, так сказать, внутреннего мира...





- ну, а это опять эсминец века XX-го. Так сложилось, что его снимков сохранился приличный массив.



- он же, легко идентифицируемый по здоровенным буквам на борту, во время визита в польский Свинемюнде.



- там же и тогда же, запечатленный борт о борт с эсминцем более старой постройки "Velasco".



-  установки главного калибра, снабженные щитами характерной для Royal Navy (ну, и для Armada Española описываемой эпохи) конструкции.




- вид на бак и носовую надстройку. По характерным жестам команды безошибочно узнаются времена Республики.



- а этот снимок, судя по орудийным щитам другой формы, относится к более позднему периоду.

И третий -



Буквы на борту расшифровываются как "Almirante Antequera". Тоже был мужик с нескучной биографией -


- вице-адмирал Juan Bautista Antequera y Bobadilla, на пике своей карьеры возглавивший Морское министерство, старавшееся вытащить испанский флот из той э-э... задницы, в которой он тогда пребывал ("Деятельный и энергичный адмирал стремился как можно скорее построить эскадру под стать своим запросам. Хотя испанский флот находился в полном запустении, практически все понимали, что если сейчас не принять энергичных мер в области нового судостроения, то вскоре уже никто и ничто не сможет защитить национальные интересы на море. ... Он выступал, выражаясь современным языком, за сбалансированный флот. Время доказало справедливость его слов." - http://wunderwafe.ru/Magazine/Escadra/2004_01/01.htm). Впрочем, "беспокойный адмирал"(с) родом с Пиренеев отнюдь не был кабинетным теоретиком, во время упоминавшейся ранее Первой тихоокеанской войны ему довелось командовать броненосным фрегатом "Numancia", известным также и по участию в бурной и вооруженной внутриполитической жизни Испании XIX века.
[La fragata blindada "Numancia"]




- еще порция стимпанка в лице рекомого фрегата.




- эсминец, нареченный, что называется, благодарными потомками в честь.



- он же.



- сразу целая шестерка систершипов, "Almirante Antequera" тут, как нетрудно сообразить, крайний справа.

Вот эта троица и сыграла решающую роль в ночном бою республиканской и франкистской эскадр.



"Canarias", который тоже был в том деле и которому тоже перепало, хотя и повезло больше, чем собрату -



Примечателен, кстати, угол возвышения орудий ГК - любопытно, зачем столько-то? Это ведь, на глаз, даже побольше 70-градусного у японских "Takao", на которых 8-дюймовки были пригодны (во всяком случае, теоретически) для ведения заградительного огня по вражеской авиации. Но для европейских флотов - нечто странное. Поскольку крейсер тут с одной широкой трубой, следовательно, заснят до модернизации 1952-53 гг, скорее всего, до или во время второй мировой. В общем, непонятно, ну да ладно, с этим можно разобраться как-нибудь позже при случае.



- а это - как раз "братишки"-marineros из команды "Almirante Antequera". Небось, Кузнецов Н.Г. и другие советские asesores militares хватались за голову и употребляли непарламентские выражения при виде подобного раздолбайства в обращении с боеприпасами... Видимо, революционные матросы в любом флоте кое-в-чем схожи.

Понятное дело, что использованная республиканцами тактика массированного торпедного удара при не шибко высокм уровне боевой подготовки экипажей оказалась единственно результативной - уж точно более оправданной, чем стародавний принцип "стрелять редко, да метко".




Данные о количестве и принадлежности торпедных попаданий в разных источниках расходятся,  но в любом случае, минимум две попали в "Baleares" и (вероятно) одна - в "Canarias", хотя последнее часто оспаривается. Бывало, что и гораздо лучше подготовленным экипажам везло намного меньше.
Иногда звучащую в адрес моряков-республиканцев критику по поводу отказа продолжать бой "и завершить его решительной победой" не стоит воспринимать особо серьезно. Диванные эксперты почему-то не учитывают, что "Canarias", даже и поврежденный, боеспособности не утратил и даже в одиночку превосходил по огневой мощи оба республиканских легких крейсера вместе взятых. Не говоря уже о том, что вместе с ним шел целехонький легкий "Almirante Cervera", тогда как эсминцы республиканской эскадры уже израсходовали более половины запаса торпед. Как бы то ни было, результат получился достойный - даже принимая во внимание некоторую долю везения. Удача улыбается отважным!

Tags: Armada española, война, история, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments