new_vodokachkin (new_vodokachkin) wrote,
new_vodokachkin
new_vodokachkin

Categories:

"Trinidad infeliz"



Такого наименования заслуживает трио испанских линкоров дредноутного класса, единственная серия которых присутствовала в составе Armada española.


Когда-то Испания была великой морской державой...



Рекордсмен XVIII столетия - "Сантисима Тринидад" (полное название звучит со средневековой пышностью - "Nuestra Señora de la Santísima Trinidad"), здоровенный линкор, не дотянувший какую-то сотню тонн водоизмещения до полных пяти тысяч и несший в конце своей карьеры 140 орудий на четырех сплошных батарейных палубах - сошел с верфи в Гаване (кому тогда принадлежала Куба, надеюсь, напоминать еще нет необходимости?).
Однако к началу века XX-го об испанском морском величии можно было говорить исключительно в прошедшем времени. Sic transit и все такое, ничего не попишешь...
Хотя попытки "вскочить в отходящий поезд" предпринимались - и перед плачевно продутой испано-американской войной, и после. Одним из результатов последней такой масштабной попытки, происходившей в начале прошлого столетия, явилась постройка трех самых маленьких в мире (какая, право же, ирония истории!) дредноутов.



Однотипные "España", "Alfonso XIII" и "Jaime I", заложенные с 1909 по 1912 год (ну да, мощности были не те, что у британских верфей, тиражировавших куда более крупные боевые единицы целыми сериями...), сошедшие на воду с 1912-го по 1914 гг и неторопливо вступавшие в строй на протяжении еще более длительного временного отрезка, с 1913 по 1921 год, имели скромное для линкоров-современников водоизмещение, не превышавшее 16,7 тыс. тонн (для сравнения - прославленный флагман японского Императорского флота "Микаса" достигал почти тех же 16 тысяч тонн, без каких-нибудь 20). Впрочем, и не только по линкорным меркам испанское трио выглядело невеличками, так, броненосный крейсер Российского (тоже Императорского) флота "Рюрик"(второй) в полном грузу имел 17 тыс. тонн с четвертью. А вообще, для дредноутов нормальное водоизмещение начиналось от 20 тыс. тонн, и это считалось нижним пределом.



Низкобортные испанские мини-дредноуты обладали также рекордно малой длиной - всего 140 м между перпендикулярами, и рекордно тонким броневым поясом, наибольшая толщина которого равнялась 8 дюймам (тоньше среди всех кораблей дредноутного класса он был только на английских линейных крейсерах первых серий, но они все же были крейсерами!). Отчасти подслащивали пилюлю разве что10-дюймовые барбеты установок главного калибра. Впрочем, что касается калибра, то хотя бы в этом отношении все обстояло по-взрослому - британские (опять ирония истории!!!) разработчики проекта портативных дредноутов сумели впихнуть в столь малые габариты почти что невпихуемое - 8 (4Х2) 12-дюймовок, да еще и с длиной ствола в 50 калибров (у немцев, например, аналогичные орудия были короче), дополненных противоминной (кто не в теме - для стрельбы не по минам, а по миноносцам!) батареей в 20 штук 4-дюймовок, которые вовсю ставили и сами "бритты".



- вот, кстати, в этом кадре упомянутые противоминные орудия красиво развернуты аккурат на траверз.



- а здесь в подобном же выгодном ракурсе запечатлен главный калибр, можно наглядно оценить длину стволов.



- то же самое с точки зрения чайки, облетающей дым из корабельной трубы. На крыше кормовой 12-дюймовой установки отлично просматривается круглая площадка с махонькой 47-мм зениткой посредине. Другая такая же - на баковой установке. В те беззаботные времена всреьез считалось, что этого вполне достаточно - ну что может сделать "этажерка" из говна и палок реек и перкаля бронированному пенителю морей?...



- дульный срез. Всего-то 30 с половиной сантиметров - а выглядит ну прямо как разверзнувшаяся бездна!



- "Jaime I", вид на правый борт.

Кстати, о названиях мини-дредноутов. Что до "España", тут все понятно не только без пояснений, но даже и без перевода. "Alfonso XIII" - это последний крайний:) испанский король дофранкистского периода, правивший до установления республики в 1931-м году и ничем выдающимся не знаменитый. Что, впрочем, не помешало в его честь назвать свежепостроенный линкор прямо заживо прижизненно (н-да, Николашка Последний хоть в этом плане был скромнее...). Кто он был таков, можно узнать, к примеру, здесь: https://www.biografiasyvidas.com/biografia/a/alfonso_xiii.htm.  Ну, а самый известный из тройки, "Jaime I" - именно его снимков по воле обстоятельств и сохранилось более всего -  напротив, носил имя короля времен давнишних, какие у нас называют былинными. Jaime I de Aragón aka Jaime El Conquistador, Хайме Завоеватель, жил в XIII веке, когда, собственно, и никакой Испании как чего-нибудь внятного не водилось, а были отдельные Арагон, Леон, Кастилия (внезапно, тот язык, который мы знаем как "испанский", сами его носители именуют "кастильским") и прочие Валенсии с Андалусиями. Несколько больше подробностей поведано тут: https://www.arteguias.com/biografia/jaimeiconquistador.htm.



- это как раз он, заснятый с кормы, ИЧСХ, орудия противоминного калибра опять развернуты на борт. Приглядевшись к фигуркам на причале, нетрудно оценить, сколь невысок у мини-дредноутов был надводный борт. С таким, пожалуй, выбираться на просторы Атлантики было довольно рискованно (хотя 7500-мильная дальность плавания, в общем-то, позволяла), а вот бороздить Средиземное море - это уже вполне. Да и ход, что называется, оставлял желать - 19,5 узла было бы шикарно для броненосца предыдущего поколения, но дредноут с такими "скоростными данными" был несомненным тихоходом.




- оба "короля" борт о борт в Барселоне. Почему-то автору так и не удалось нарыть ни одного снимка, где бы присутствовало одновременно все трио.



- и на рисунках тоже - максимум попарно. Возможно, это косвенно связано с тем, что вся тройка одновременно пребывала в составе испанского флота менее двух лет. Так уж получилось...



"España", первой сошедшая на воду и первой же достроенная, первой также и погибла. Хотя это невеселое событие состоялось во время т.н. Рифской войны (об этой гуманитарной миротворческой акции колониальной войне бегло хотя бы здесь: http://www.hrono.info/sobyt/1921mar.html), однако карликовый дредноут угробила не боевая, а чисто навигационная причина в виде каменной отмели у берегов Марокко. Трио, таким образом, превратилось в дуэт.



- столь популярный у фотографов "Хайме Первый". Снимок тогдашний, цветность, понятное дело, придана уже в наши дни.



- он же в Картахене.



- он же в Хихоне, снимок с кормы (не особо в резкости, но какой уж есть...)



Годы шли, Испания из монархии стала республикой, король свалил за бугор отбыл в изгнание за кордон, а из оставшейся пары "Альфонсо 13-й" оказался переименован в "Эспанью". Что и понятно. Примечательно, что "Хайме" так и остался при своем королевском имени - видимо, потому что оно относилось ко временам уж очень бородатым стародавним и потому даже не вызывало монархических ассоциаций, примерно как у нас имена Невского или Донского.



А потом разразился всем известный мятеж (который, хотя некий поэт и утверждал, дескать, "мятеж не может кончиться удачей...", завершился в итоге победой франкистов). Линкоры, так сказать, разделились поровну между сторонами конфликта. "España" оказалась в мятежном лагере, "Jaime I" же, наряду с большинством боевых кораблей, сохранил верность республиканскому правительству.



- кто на фото - легко догадаться по "рот-фронтовскому" жесту приветствия.



Список погибших мини-дредноутов продолжила "España" ex."Alfonso XIII", так некстати для каудильо и его корешей напоровшаяся на мину уже в последний день апреля 1937-го, когда на чашах весов каждая "гирька" могла перетянуть исход войны в ту или иную сторону.



Впрочем, республиканский линкор пережил франкистский всего лишь на полтора месяца. Слово Н.Г.Кузнецову, в то время - советскому военному советнику:

"7 июня 1937 г., около полудня, я услышал сильный взрыв, сначала я подумал о возможности внезапного налета со стороны моря. В это время Картахену бомбили самолеты с аэродромов на Мальорке, и подхода моря был им удобнее. Войдя в комнату дежурного, я увидел высокий столб дыма, поднимающийся над «Хайме I», и никакой стрельбы по воздушным целям. Воздушной тревоги тоже не было. Некоторые жители бежали в убежище, другие оставались на месте, ошеломленные страшным зрелищем на рейде. Вскоре все выяснилось. Произошел внутренний взрыв в [237] одном из погребов линкора, и теперь следовало ожидать других взрывов, если не будут приняты решительные меры. Через несколько минут действительно последовал ряд более слабых взрывов. Это рвались зенитные снаряды, разложенные около пушек на верхней палубе. Буксиры заливали корабль, используя свои мощные противопожарные средства, линкор постепенно кренился на правый борт. Все корабли в порту оставались на своих местах, и только «Либертад» на всякий случай готовился переменить место, опасаясь общей детонации погребов на линкоре. Как обычно, в такой обстановке один совет следовал за другим. Одни предлагали взять линкор на буксир и отвести на мелкое место, другие считали опасным крейсеру «Либертад» с комфлотом на борту находиться в непосредственной близости от горящего линкора, третьи советовали все внимание сосредоточить на спасении самого линкора. ... Когда полузатопленный линкор сел на дно с небольшим креном на правый борт и с затопленными погребами, он уже не представлял опасности для других кораблей, и все постепенно успокоилось. Только у места катастрофы еще долго работали спасательные команды.
О причинах взрыва пока не думали. Ясным было одно: на линкоре в этот день происходила перегрузка боезапаса и взрыв произошел в момент перерыва, когда команда обедала. Однако факт гибели самого крупного, хотя и не самого боеспособного корабля приобретал огромное значение. Около 80 человек убитых и 150 раненых усугубляли дело. На следующее утро прилетел Прието, и мы отправились с ним сначала в госпиталь, где лежали раненые, а затем на мол, чтобы поближе посмотреть разрушенный линкор. Огромные 12-дюймовые башни, оставшиеся на поверхности, напоминали о былом могуществе этого корабля. Личный состав уже покинул его, хотя отдельные группы матросов работали на верхней палубе среди беспорядочно разбросанного взрывом корабельного имущества. ... Наиболее вероятными причинами гибели «Хайме I» были: диверсия со стороны мятежников, которые явно стремились уничтожить этот корабль, и халатное отношение к боезапасам со стороны команды. Отсутствие должной дисциплины и порядка на этом корабле не исключает того и другого." ("На далеком меридиане").



В общем, весь спектр возможностей - от раздолбайства ("Хайме" был известной вотчиной традиционно распространенных в Испании анархистов - и кое-какая параллель занятно прослеживается с отечественными линкорами Балтфлота...) до диверсии, от незатушенного "бычка" до зловеще тикающего часового механизма.

Так и закончилась история испанских линкоров дредноутной эры. Еще один примечательный момент - Armada española из всех флотов оказалась единственным в XX веке потерявшим целиком все свои линейные силы*.

____________________________________________
* - объективности ради, можно еще припомнить Грецию, утратившую в начале WWII свой вообще единственный броненосец "Килкис", но он пребывал в боевом составе чисто формально, да к тому же, представлял собой корабль безнадежно устаревшего типа, так что - скорее из разряда курьезов.

Tags: Armada española, война, история, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments