new_vodokachkin (new_vodokachkin) wrote,
new_vodokachkin
new_vodokachkin

Categories:

Самая большая жертва катерников...


...отправилась на дно морское сто лет, одну неделю и один день тому назад. Такой вот некругло-юбилейный пост.

Regia Marina, итальянский флот периода своего наибольшего расцвета, представляющий собой предмет особого интереса вашего скромного повествователя, в общем-то, неизменно пребывает как бы в тени военно-морских сил великих держав. Тем не менее, marinai militari italiani вписали в летопись своих успехов своеобразный рекорд, не перекрытый доселе никем. На их счету числится единственный в истории дредноут, ставший жертвой боевого катера - австро-венгерский "Szent István". Он же - самая крупная по тоннажу жертва боевых катеров за весь период их существования.



- один из четверки наиболее мощных линейных кораблей "Императорско-королевского военного флота".



- начало биографии. Стальной "младенец" готовится покинуть колыбель...



- традиционное торжество спуска на воду.



- достройка на плаву.

И вот наконец, что называется, в полный рост -



"Рост" был не то, чтобы особо выдающимся на фоне кораблей аналогичного класса, но вполне приличным - почти 21700 тонн полного водоизмещения, полтораста метров по ватерлинии, по дюжине стволов калибром 305, 150 и 66 мм (плюс 3 х 66-мм зенитки, только начинавших обретать свое место на флоте), поясная броня до 280 мм.



- чертеж с частичным разрезом котельных и машинных отделений.



- главный калибр, заснятый с наивыгоднейшего ракурса, в котором неизменно производит впечатление (почему часто фигурирует в различных агитках).



- на тогдашней открытке. Как говорится, никто еще не знал...

Участие корабля в боевых действиях Великой войны было более чем скромным, в общей сложности, менее двух месяцев в открытом море... пока, уже "под занавес", принявший пост главнокомандующего "Императорско-королевским" контр-адмирал Хорти (тот самый, будущий диктатор и подельник Алоизыча) не вздумал проявить активность и не попытаться как следует врезать Антанте путем прорыва т.н. Отрантского барража. Ради чего в поход вышли все четыре австро-венгерских дредноута, поддерживаемые старыми броненосцами, а также легкими крейсерами, эсминцами, миноносцами и субмаринами. История известная и описываемая во множестве источников, поэтому лишний раз пересказывать ход операции нет смысла. Для нас наиболее важно, что под утро 10 июля 1918-го пересеклись пути "императорско-королевского" соединения и пары маленьких итальянских торпедных катеров MAS-15 и MAS-21. Вот таких крошек -



- всего по 16 тонн, с парой 18-дюймовых торпед и парой пулеметов на каждом, да к тому же с максимальным ходом 25 узлов, который мог считаться отменным парой десятилетий ранее, но на четвертом году мировой заварухи уже откровенно не впечатлял...



- на рисунке катер подобного типа движется в акватории родной базы (в открытом море для увеличения радиуса действия малявки буксировались эсминцами). Вообще-то, находясь в том районе, они всего лишь охотились за австрийскими транспортами, рискнувшими бы следовать без надлежащего охранения, и потому чувства итальянских катерников при виде возникающих в предрассветном полумраке бронированных монстров наверняка были сходны с ощущениями охотника, вышедшего спокойно пострелять куропаток и увидевшего, как из зарослей навстречу выруливает тотемный зверь российской Партии Жуликов и Воров...
Тем не менее, командовавший MAS-15 и всем маленьким соединением capitano di corvetta Луиджи Риццо (Luigi Rizzo) -



принял решение - атаковать. Что (внезапно!) означало атаку на противника:
- в открытом море, в условиях какой ни на есть видимости,
- идущего не самым малым ходом,
- находящегося в боевой готовности.
"Слабоумие и отвага!", - иронично заметили бы столетием позже. Ну да, отвага - но помноженная на точный тактический расчет. Плюс определенный опыт торпедных атак (все-таки, полугодом ранее тот же Риццо лишил "тедесков" броненосца береговой обороны "Wien", пусть старого, но вполне боеспособного и немало досаждавшего приморскому флангу итальянской армии). В общем, как говаривал некто Суворов А.В., кое-что смысливший в военном деле, "Раз счастье, два раза счастье — помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения", что и произошло в том случае.



- обе торпеды MAS-15 пришлись близко одна к другой в борт дредноута, носившего имя небесного покровителя Венгрии, после чего "императорско-королевский" личный состав охватили, так сказать, противоречивые чувства, выразившиеся в беспорядочной пальбе куда ни попадя. Степень бардака, моментально воцарившегося на эскадре Хорти, красноречиво характеризует, в частности, тот факт, что разные источники указывают даже разного преследователя, кинувшегося в погоню за "макаронниками", удалявшимися в состоянии глубокого аморального удовлетворения - в одних фигурирует эсминец "Velebit" (хотя на картинке выше художник, видимо, для пущей солидности, изобразил нечто скорее смахивающее на гораздо более крупный ЭМ типа "Tatra"), в других - номерной миноносец 76Т, как на рисунке ниже -



Сопоставляя ходовые качества что того, что другого со скромной скоростью итальянских катеров, результат преследования можно было бы считать предрешенным, но тут от безысходности кого-то на борту какого-то из MAS осенила поистине креативная идея - начать сбрасывать перед носом настырного "австрияка" глубинные бомбы, все равно ненужные в такой ситуации, да и составлявшие определенный лишний вес на борту. Подводные взрывы заставили преследователя вилять на курсе, что и позволило в итоге обеим скорлупкам оторваться от него и благополучно раствориться в голубой адриатической дали...



- а вот здесь художник в своем творческом вИдении явно поторопил события, заставив смертельно раненный "Szent István" крениться гораздо быстрее, чем оно происходило в реальности, да еще и развернув стволы главного калибра (на тот момент установленные по-походному, сиречь в диаметральной плоскости) на борт. На самом деле, крен дредноута увеличивался неотвратимо, но все же постепенно, что и сохранила фотохроника:







- финиш, последний кадр перед опрокидыванием... С тех пор так он и лежит на дне, привлекая любителей дайвинга и подводной съемки.
Тогда как маленький победитель получил в итоге заслуженный триумф -



- транспортировка его в музей, где он сейчас и пребывает -





Ну, а это -



- фрегат "Luigi Rizzo", плавучий памятник его командиру.

Tags: regia marina, война, история, флот
Subscribe

  • Здравствуй, грибочек!:)

    Правда, ни разу не съедобный (по крайней мере, для нашего брата человека-якобы-разумного), но зато очень большой! Традиционно отключаем СПГС и…

  • "Сталинки" нашего города (22)

    Еще один памятник - учитывая его размеры, можно, не впадая в преувеличение, употребить слово "монумент" - эпохи конструктивизма был мною…

  • За рябиной с балисонгом

    Этот год, не в пример прошлому, на дикорастущую рябину выдался урожайным. И потому по прошествии очередной пары рабочих смен вполне естественным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments