...отправилась на дно морское сто лет, одну неделю и один день тому назад. Такой вот некругло-юбилейный пост.
Regia Marina, итальянский флот периода своего наибольшего расцвета, представляющий собой предмет особого интереса вашего скромного повествователя, в общем-то, неизменно пребывает как бы в тени военно-морских сил великих держав. Тем не менее, marinai militari italiani вписали в летопись своих успехов своеобразный рекорд, не перекрытый доселе никем. На их счету числится единственный в истории дредноут, ставший жертвой боевого катера - австро-венгерский "Szent István". Он же - самая крупная по тоннажу жертва боевых катеров за весь период их существования.
- один из четверки наиболее мощных линейных кораблей "Императорско-королевского военного флота".
- начало биографии. Стальной "младенец" готовится покинуть колыбель...
- традиционное торжество спуска на воду.
- достройка на плаву.
И вот наконец, что называется, в полный рост -
"Рост" был не то, чтобы особо выдающимся на фоне кораблей аналогичного класса, но вполне приличным - почти 21700 тонн полного водоизмещения, полтораста метров по ватерлинии, по дюжине стволов калибром 305, 150 и 66 мм (плюс 3 х 66-мм зенитки, только начинавших обретать свое место на флоте), поясная броня до 280 мм.
- чертеж с частичным разрезом котельных и машинных отделений.
- главный калибр, заснятый с наивыгоднейшего ракурса, в котором неизменно производит впечатление (почему часто фигурирует в различных агитках).
- на тогдашней открытке. Как говорится, никто еще не знал...
Участие корабля в боевых действиях Великой войны было более чем скромным, в общей сложности, менее двух месяцев в открытом море... пока, уже "под занавес", принявший пост главнокомандующего "Императорско-королевским" контр-адмирал Хорти (тот самый, будущий диктатор и подельник Алоизыча) не вздумал проявить активность и не попытаться как следует врезать Антанте путем прорыва т.н. Отрантского барража. Ради чего в поход вышли все четыре австро-венгерских дредноута, поддерживаемые старыми броненосцами, а также легкими крейсерами, эсминцами, миноносцами и субмаринами. История известная и описываемая во множестве источников, поэтому лишний раз пересказывать ход операции нет смысла. Для нас наиболее важно, что под утро 10 июля 1918-го пересеклись пути "императорско-королевского" соединения и пары маленьких итальянских торпедных катеров MAS-15 и MAS-21. Вот таких крошек -
- всего по 16 тонн, с парой 18-дюймовых торпед и парой пулеметов на каждом, да к тому же с максимальным ходом 25 узлов, который мог считаться отменным парой десятилетий ранее, но на четвертом году мировой заварухи уже откровенно не впечатлял...
- на рисунке катер подобного типа движется в акватории родной базы (в открытом море для увеличения радиуса действия малявки буксировались эсминцами). Вообще-то, находясь в том районе, они всего лишь охотились за австрийскими транспортами, рискнувшими бы следовать без надлежащего охранения, и потому чувства итальянских катерников при виде возникающих в предрассветном полумраке бронированных монстров наверняка были сходны с ощущениями охотника, вышедшего спокойно пострелять куропаток и увидевшего, как из зарослей навстречу выруливает тотемный зверь российской Партии Жуликов и Воров...
Тем не менее, командовавший MAS-15 и всем маленьким соединением capitano di corvetta Луиджи Риццо (Luigi Rizzo) -
принял решение - атаковать. Что (внезапно!) означало атаку на противника:
- в открытом море, в условиях какой ни на есть видимости,
- идущего не самым малым ходом,
- находящегося в боевой готовности.
"Слабоумие и отвага!", - иронично заметили бы столетием позже. Ну да, отвага - но помноженная на точный тактический расчет. Плюс определенный опыт торпедных атак (все-таки, полугодом ранее тот же Риццо лишил "тедесков" броненосца береговой обороны "Wien", пусть старого, но вполне боеспособного и немало досаждавшего приморскому флангу итальянской армии). В общем, как говаривал некто Суворов А.В., кое-что смысливший в военном деле, "Раз счастье, два раза счастье — помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения", что и произошло в том случае.
- обе торпеды MAS-15 пришлись близко одна к другой в борт дредноута, носившего имя небесного покровителя Венгрии, после чего "императорско-королевский" личный состав охватили, так сказать, противоречивые чувства, выразившиеся в беспорядочной пальбе куда ни попадя. Степень бардака, моментально воцарившегося на эскадре Хорти, красноречиво характеризует, в частности, тот факт, что разные источники указывают даже разного преследователя, кинувшегося в погоню за "макаронниками", удалявшимися в состоянии глубокого аморального удовлетворения - в одних фигурирует эсминец "Velebit" (хотя на картинке выше художник, видимо, для пущей солидности, изобразил нечто скорее смахивающее на гораздо более крупный ЭМ типа "Tatra"), в других - номерной миноносец 76Т, как на рисунке ниже -
Сопоставляя ходовые качества что того, что другого со скромной скоростью итальянских катеров, результат преследования можно было бы считать предрешенным, но тут от безысходности кого-то на борту какого-то из MAS осенила поистине креативная идея - начать сбрасывать перед носом настырного "австрияка" глубинные бомбы, все равно ненужные в такой ситуации, да и составлявшие определенный лишний вес на борту. Подводные взрывы заставили преследователя вилять на курсе, что и позволило в итоге обеим скорлупкам оторваться от него и благополучно раствориться в голубой адриатической дали...
- а вот здесь художник в своем творческом вИдении явно поторопил события, заставив смертельно раненный "Szent István" крениться гораздо быстрее, чем оно происходило в реальности, да еще и развернув стволы главного калибра (на тот момент установленные по-походному, сиречь в диаметральной плоскости) на борт. На самом деле, крен дредноута увеличивался неотвратимо, но все же постепенно, что и сохранила фотохроника:
- финиш, последний кадр перед опрокидыванием... С тех пор так он и лежит на дне, привлекая любителей дайвинга и подводной съемки.
Тогда как маленький победитель получил в итоге заслуженный триумф -
- транспортировка его в музей, где он сейчас и пребывает -
Ну, а это -
- фрегат "Luigi Rizzo", плавучий памятник его командиру.