new_vodokachkin (new_vodokachkin) wrote,
new_vodokachkin
new_vodokachkin

Categories:

Ползком через боны

Неделю с небольшим назад без фанфар миновал столетний юбилей любопытной военно-морской операции, которая - увенчайся она успехом - могла бы основательно повлиять на эволюцию средств "малой войны" на море.



Событие, о котором идет речь, патетически изображено на итальянской открытке, выпущенной, что называется, по горячим следам. Торпедный катер (впрочем, катером это очень своеобразное водоплавающее сооружение можно было назвать только с некоторой натяжкой) "Grillo"("Сверчок") проникает в Полу - самое что ни на есть "логово зверя" с точки зрения командования Regia Marina, где за противокатерными и противоторпедными сетями до поры до времени скрывались четыре дредноута - формально главная (а фактически, за всю первую мировую толком так и не использованная) ударная сила Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine, флота "Двуединой монархии".




А на этом снимке из австрийского архива - итог хорошо задуманной и даже проходившей до самого "финиша" в соответствии с планом диверсионной акции, потерпевшей неудачу в результате цепочки случайностей, учесть которые заранее было в принципе невозможно. "Grillo", поднятый из воды, лежит на причале, печально обратив к небесам порядком продырявленное дно...

"Великая война" отличалась от всех предыдущих войн, помимо прочего, еще и стремительным развитием технологий "войны из-за угла", прогресс которых в течение четырех огненно-кровавых лет оказался просто беспрецедентным. Оно и понятно, ситуации позиционного тупика прежде носили крайне локальный в пространстве и времени характер - теперь же тупик протянулся от Фландрии до Адриатического побережья, продолжившись и на море, только в иных формах. Гордые эскадры дредноутов и супердредноутов, вместо того, чтобы меряться силами в новых Трафальгарах, по большей части отстаивались в базах (четверка "гангутов" Российского Императорского флота, всю войну тусовавшихся на рейде Гельсингфорса, не так уж уникальна), предпринимая редкие эпизодические вылазки, единственный раз вылившиеся в Ютландскую "ничью". Однако принцип "Fleet in being" никуда не делся, могучие линкоры самим фактом своего существования держали противников в напряжении, заставляя ломать головы над возможностями их уничтожения или хотя бы вывода из строя "всерьез и надолго". Четверка диверсионных катеров - "Grillo", "Pulce", "Locusta" и "Cavalletta" - построенных в Венеции в начале 1918 г., была порождением именно такого рода соображений.



- "Сверчок" на стапеле.



- он же, наглядности ради, в виде модели.

Первое, что бросается в глаза, это странные многозвенные сооружения, опоясывающие по периметру оба борта корпуса (отличающегося весьма редкими в ту эпоху плоскими образованиями, сегодня больше ассоциирующимися с воздушной подушкой). Натуральные гусеницы... А это гусеницы и есть, притом оснащенные солидными зубцами-зацепами и предназначенные для переползания через боно-сетевые заграждения. Ползать на них по суше при скромном электродвижке в 15 "лошадей" 8-тонный катер все равно бы не смог, а вот перевалиться через бон (плоское дно опять же в плюс!) - ничего экстремального. В одном из источников попадалась версия, будто бы движение на плаву осуществлялось перемоткой гусениц, но это не соответствует действительности. Вместо столь неэффективного движителя использовался нормальный гребной винт, правда, вращаемый еще более скромным моторчиком (иначе и не скажешь...) всего лишь в 10 л.с. Соответственно, и скорость не превышала 4 узлов, что выглядело более чем скромно даже парой столетий раньше. Зато полностью электрическая силовая установка давала главный козырь морского диверсанта - бесшумность!



Она, плюс низкий силуэт, обеспечивали малозаметность, позволявшую - во всяком случае, в теории - подкрасться к намеченной жертве на дистанцию торпедного выстрела. Вот удрать после него вряд ли удалось бы даже в теории, поэтому изначально предполагалось, что четверо катерников-диверсантов, пустив ко дну вражью боевую единицу, станут размахивать белым флагом, возденут руки к небесам и вообще с чувством глубокого морального удовлетворения сдадутся в плен... Что в реалиях первой мировой выглядело не такой уж глупостью, все-таки, кое-какие нормы джентльменской этики ведения боевых действий еще не утратили актуальности (достаточно вспомнить германский крейсер "Elbing", который, идя на дно во тьме ютландской ночи, своим прожектором освещал державшихся на воде англичан с потопленного эсминца, позволяя британским кораблям поднять их из воды).



- пара "катеров-танков", как их еще неофициально классифицировали, в базе. Хорошо видны торпеды в бугельных аппаратах по бортам - основное и единственное оружие. Какое-либо стрелковое при столь вопиющей тихоходности оказалось бы все равно бесполезным.
Естественно, в район запланированной диверсии гусеничные катера должны были доставляться на буксире эсминцев, а совсем "вплотную" к вражеской базе буксироваться уже обычными торпедными катерами, переходя в автономное плавание лишь в непосредственной близости от нее.
Первый блин, как водится, вышел комом - "Pulce" и "Cavalletta" оказались вынужденно затоплены перед рассветом, не сумев проникнуть в гавань Пола, дабы не задерживать эсминцы-буксировщики в опасной близости от австрийских берегов, где в любую минуту можно было ожидать появления не только сторожевиков, но и эсминцев и крейсеров "Императорско-королевского флота".

Зато "Сверчок" в ночь на 14 мая оказался поначалу более удачлив. Он сумел перебраться через внешнюю линию бонов -



Будучи обнаружен сторожевым кораблем (случайность номер один!), он переполз на своих гусеницах еще две линии сетевого заграждения. Наконец, он увернулся от таранного удара бросившегося на перехват сторожевика (такой маневр при максимальных 4 узлах внушает уважение к мастерству капитана Пеллегрини, командовавшего "Grillo", и его маленького экипажа!). Даже попадания 47-мм австрийских снарядов, хотя и повредили корпус катера, не смогли остановить диверсанта, вышедшего в атаку на вожделенные дредноуты. Торпеды устремились к цели.. а дальше как в старом советском фильме: "И тишина-а..." (случайность номер два). По одной версии, торпеды получили повреждения от стрельбы сторожевого корабля, в результате чего банально не сработали. По другой, итальянские катерники просто забыли поставить на боевой взвод их взрыватели перед залпом. Ну, что ж - сидя на диване, над таким вариантом легко иронизировать, а представьте себя ночью посреди вражеского порта, под огнем, в неверном свете сигнальных ракет и мелькании шарящих по черной воде прожекторных лучей. Ну да, разумеется, планировалось пальнуть торпедным дуплетом и быстрее капитулировать, вот только до благополучной сдачи в плен требовалось еще дожить...
В общем, взрывов не прозвучало, хотя моряки на эсминцах и истолковали случайную комбинацию ракет как зашифрованный сигнал о потоплении одного из линкоров (воистину, "quod volumus, credimus"!).




"А вот конец - хоть не трагичный, но досадный"(с) - затопленный собственным экипажем "Grillo", поднятый австрийцами и тщательно изучаемый. Как же - очередной сюрприз из тех, которые "Великая война" подбрасывала в количествах, для прежних войн просто немыслимых...



Он же, вид на левый борт. Хорошо видно даже далекому от темы человеку, насколько раскурочена корма.



- как раз кормовой ракурс.



- и до кучи вид на правый борт, тоже зияющий порядочной пробоиной.

Закономерный вопрос - а сработай торпеды, как им полагалось, каков мог бы быть результат? С одной стороны, 450-мм торпеды, которыми вооружались итальянские катера, несли довольно скромный 115-кг заряд взрывчатки (у британских того же калибра этот показатель составлял 145 кг), и если для потопления старого 5000-тонного броненосца береговой обороны "Wien"(1917 г) этого хватило с лихвой, то вероятность нанести фатальные повреждения дредноуту с водоизмещением основательно за 20 тыс. т выглядела не слишком обнадеживающнй. С другой стороны, месяцем позже во время попытки прорыва т.н. Отрантского барража австро-венгерский дредноут "Szent István" погиб именно от пары попавших в него торпед того самого типа. Однако следует отметить, что из всех линкоров "Императорско-королевского флота" он выделялся наименее качественной постройкой, изобиловавшей как странными (мягко говоря) техническими решениями, так и откровенными дефектами, к тому же, гибель его произошла в открытом море. Хотя, разумеется, это уже отдельная история... Прочие однотипные корабли обладали заметно лучшей подводной защитой (хотя и уступавшей таковой у дредноутов, сошедших с верфей Великобритании и, тем более, Германии), а главное, в момент диверсии "Сверчка" находились на своем рейде, где оказать им грамотную и своевременную помощь оказалось бы не в пример проще. Короче говоря, вряд ли "Viribus Unitis", "Tegetthoff" или "Prinz Eugen" отправились бы на дно, а вот говорить о выходе какого-либо дредноута из строя на продолжительное время - возможно, до самого конца войны - вполне допустимо.

...Впрочем, война продолжалась еще полгода после майского ночного переполоха в Поле, и за это время австрийские корабелы, впечатлившись трофеем, успели даже соорудить собственную версию "катера-танка" - "Kletterboot" -



(в буквальном переводе - "вылезающий" или "карабкающийся" катер). Так сказать, абсолютно симметричный ответ. Правда, испробовать его в деле уже не осталось ни времени, ни мотивации, поскольку итог четырехлетнего противостояния к тому моменту обозначился совершенно определенно и недвусмысленно.

Сама идея "гусеничного торпедоносца" существовала еще не одно десятилетие, породив в годы уже второй мировой курьезные конструкции вроде германской диверсионной мини-субмарины "Seeteufel" -




или японского плавающего гусеничного транспортера "Ka-Tsu" -




Причем, в отличие от "катеров-танков" первой мировой, это были действительно в большей или меньшей степени амфибийные образцы боевой техники. Но это и вовсе совсем другая история.

Tags: regia marina, война, история, флот, юбилей
Subscribe

  • А они могли бы жить...

    Вот эти люди, которых "лечили" в соответствии с предписанным протоколом - "В России умерли более 75% пациентов с коронавирусом на…

  • Понты дороже денег!

    Очередной пример попался на глаза не далее, как сегодня - И ведь действительно, даже возразить нечего. Только вот какая фигня... Как и в…

  • Кому - "режЫм", а кому...

    ...сами понимаете Местная новостная лента поведала очередное очаровательное насчет этого ихнего масочного режЫма. Того самого, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • А они могли бы жить...

    Вот эти люди, которых "лечили" в соответствии с предписанным протоколом - "В России умерли более 75% пациентов с коронавирусом на…

  • Понты дороже денег!

    Очередной пример попался на глаза не далее, как сегодня - И ведь действительно, даже возразить нечего. Только вот какая фигня... Как и в…

  • Кому - "режЫм", а кому...

    ...сами понимаете Местная новостная лента поведала очередное очаровательное насчет этого ихнего масочного режЫма. Того самого, который…