new_vodokachkin (new_vodokachkin) wrote,
new_vodokachkin
new_vodokachkin

Categories:

"Нить в прошлое порву, и дальше - будь, что будет..."

О нездоровом повально-дилетантском интересе к истории на этих страницах уже говорилось (https://new-vodokachkin.livejournal.com/239570.html). Но не прошло и года, как государственный мейнстрим дал повод сказать еще несколько слов на ту же тему.


Опять-таки на региональном новостном портале встретилось интервью с педагогом-историком - https://www.e1.ru/text/education/2022/06/18/71412299/. Как раз про все эти свежие веяния - грузить школоту историей прямо с первого класса и до последнего звонка. Некоторые моменты в интервью прозвучали, не испугаемся этого слова, занятно, поэтому процитирую (как повелось, курсивом), прибавляя фразу-другую от себя (жирным шрифтом).

"Трудно ли сегодня преподавать историю? Хороший вопрос. До ХХ века особых трудностей нет, потому что это события относительно давние, а значит, более деидеологизированные"
- то бишь, педагог сам признает правоту нелюбимого его коллегами тезиса, определяющего историю как "политику, опрокинутую в прошлое" (известны разные варианты этой формулировки, но суть одна).

"Концепция определяет цели исторического образования в нашей стране. Например, среди главных задач выделяется формирование общероссийской нации, уважения к прошлому и своей Родине, развитие навыков критической работы с информацией. Есть там и про защиту исторической правды, и про особую роль России во всемирной истории, и даже про демократические ценности современного общества."
- угу, угу. В переводе на нормальный человеческий язык это означает втюхивание набора конъюнктурных мифологизированных стереотипов взамен реальных объективных знаний. "Про особую роль России во всемирной истории" - это давно набивший оскомину россиецентризм, согласно которому вокруг России вертится вся Вселенная, поминутно на нее оглядываясью. А уж насчет "навыков критической работы с информацией" звучит совсем смешно, на практике оно будет просто означать, что все, не вписывающееся в упомянутый набор стереотипов, должно отвергаться с порога.

"Стоит ли бить тревогу и кричать, что нас накрывает волна политизации истории? Ответ «нет» будет верхом наивности — трудно отыскать более политизированную науку"
- давайте уж лучше честно признаем, что история вообще не является наукой в строгом терминологическом смысле, как та же химия или астрономия. Ибо политизированная химия - это был бы подлинный нонсенс. Где начинается политизированность, там научность заканчивается.

"...Киевская Русь — название очень условное, и вполне объяснимо, что оно уже давно стало реже использоваться в учебниках. Связывать это «пропадание» исключительно с событиями специальной операции — просто неправда.  ...  Ни одному учителю ни придет в голову сомневаться в том, что Киев действительно продолжительное время был одним из центров Руси, но если уж «докапываться», то Русь можно смело называть и Новгородской, потому что появление государства связано и с Новгородом. Так что здесь проблемы не вижу от слова совсем"
- троекратное "ха-ха". Мужик вроде бы числится специалистом, однако странным образом не знает, что понятие "Киевская русь" - из области не географии, а хронологии. Ну, или знает, но... концепция же велит! Та самая, о которой он соловьем разливался выше.

"Если продолжать говорить про новые учебники и их изменения, то теперь там в каждом классе изучается история Крымского полуострова, его непростые отношения с нашей страной в древности, вхождение в состав России в XVIII веке и его нынешняя судьба"
- во, блин! Крым, оказывается, ключевой российский регион, о котором надо толковать каждый учебный год, ибо вдруг забудут... Face palm.

"Уже в новом учебном году в девятом классе появится небольшой модуль, который кратко рассказывает о событиях ХХ века: революции, ВОВ, 1990-х, нулевых, современной России"
- ну да, методом галопирования будет рассказываться о том, что хоть в какой-то степени сохраняет актуальность, в отличие от Киевской Руси и всякой прочей Новгородской...

...И еще, употребляя донельзя затасканный интернетный штамп, многабукаф. Тем неожиданнее оказалось вырвавшееся у интервьюируемого честное признание:

"...Прошлое у нас до сих пор является полем битвы, а это не очень хороший симптом. Потому что если у тебя фокус внимания обращен в прошлое, а не в настоящее и будущее, то как ты собираешься что-то хорошее в этом будущем строить? То, что мы так много говорим об истории и пытаемся найти там какие-то способы осмыслить настоящее, — вроде бы правильно, но беда в том, что это никак не решает нынешних наших проблем. Впрочем, это можно объяснить и определенной безысходностью: картина будущего становится всё туманнее, а прошлое как на ладони, и всегда в нем можно найти что-то близкое сердцу".

Собственно, практически то же самое не раз говорил и ваш скромный повествователь. Зацикленность на прошлом, уделяемое ему несоразмерное внимание - признак тупика, в который зашло общество. Тем более, когда это пресловутое прошлое преподносится в пропагандистски-мифологической форме, предназначенной для того, чтобы по ее образцу выстроить сценарий будущего (та самая "Россия, которую мы потеряли" - отличнейший пример прикладного политического ретро-идеализма). Ребятишечки, прошлое уже состоялось однажды, и самая большая глупость - это позволять ему дальше и дальше влиять на сегодняшнюю жизнь, бесконечно тащить в будущее весь непомерный "прежних ошибок груз"(с).

А сегодняшняя власть, если уж говорить совсем начистоту, носится со всей этой историей еще и потому, что курс, которого она придерживается, ведет все дальше назад, в прошлое. Вообще-то, для этого есть подходящие термины, например - "регресс", "деградация"... или менее деликатные.
Tags: духоподрывное и скрепошатательное, если вдуматься, история, политика, пропаганда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →