Любопытным образом складываются мои отношения с венгерской художественной литературой. Не скажу, чтобы прочел ее очень уж много, но зато что ни книга, то солидная порция читательского удовольствия. Вот и на этот раз...
Дочитал спустя больше четверти века книгу, которую начал читать когда-то в гостинице во время командировки. Вообще-то, была она не моя, а соседа по номеру, но он в то время безмятежно дрых, я же пребывал, что называется, "духовной жаждою томим" и все в таком роде. Поэтому, заметив у него на тумбочке исторический роман с воодушевляющей картинкой на обложке, быстренько им завладел и "проглотил" почти половину, пока самого не сморил сон. А ранним утром сосед отправился на свой поезд, и дочитывание, по разным обстоятельствам, оказалось отложено на годы и годы...
Вот, кстати, та самая обложка -

Книга, понятное дело, известная более чем и наверняка большинству из вас давно знакомая. Но должен же я соответствовать высокому званию заслуженного слоупока!
Итак, дочитал я "Звезды..." - вернее, конечно, прочитал заново с самого начала. И поскольку рецензий в привычном занудном значении этого термина отродясь не писал, не пишу сейчас и надеюсь не пасть настолько низко в будущем, то лучше бесхитростно перечислю по пунктам, что мне пришлось по душе.
Во-первых, это то становящееся в нынешней литературе все более редким обстоятельство, что на протяжении всего повествования перед нами проходят нормальные люди. То есть, такие, которые вполне нормальны и по средневековым меркам, и по сегодняшним. Вероятно, один из показателей глубокого умственного нездоровья нынешнего общества - это склонность литературы порождать уже не отдельных психопатов, а целые их паноптикумы и кунсткамеры, к тому же "хаваемые пиплом". Достаточно вспомнить популярность такого цирка уродов, каковым является набившая оскомину "Игра престолов", где нормальных людей можно пересчитать по пальцам одной руки. А на страницах романа Г.Гардони - реальное, не фэнтезийное средневековье, без всякого колдунства, и тем не менее, населенное личностями, к большинству из которых не страшно и спиной повернуться (а в отношении кого лучше подобным образом не рисковать, то их мотивы тоже вполне понятны, а не продиктованы катушками, с коих тем персонажам случилось однажды съехать).
Во-вторых, что мне колоссально импонирует, это люди действия, а не приверженцы нескончаемых рефлексий. Что, кстати, вполне реалистично - какой-нибудь тормозной соплежуй вроде пресловутого Гарри
В-третьих, автор явно не был особо религиозен (и герои его ведут себя аналогично - насколько позволяет время действия) и не относился к фанатам т.н. семейных ценностей - отсюда образ главгероини, которая порадовала тем, что забила большой болт с левой резьбой на родительскую волю окрутить ее с безмозглым дристливым мажором и удрала с главгероем. То есть, перед нами не пушкинская дура Танюха Ларина, которая "но я другому отдана...", а нормальная женщина, способная, говоря словами Л.Ламура, "идти не вслед за мужчиной, а рядом с ним". А то послушалась бы батяньку с маманей, и себе бы испортила жизнь, и парня бы обидела почем зря. Впрочем, и избранник ее непохож на никчемушного бездельника Онегина, который, на мой взгляд, до самого конца стихотворного романа имени себя сподобился так и не стать подлинно взрослым человеком. Ну, да хрен с ним, с Онегиным...
В-четвертых, порадовал реализм в описании боевых действий (средневековая война же! И вообще, тогдашняя Венгрия - суть европейский фронтир). Не в смысле опять-таки осточертевшего "кровь-кишки-распидарасило", а в смысле правдоподобности, с которой обрисованы мысли и поступки участников многочисленных схваток, боев и битв, включая и знаменитую осаду. Кто хоть раз подвергался реальной смертельной опасности, тот поймет. Дополнительно следует похвалить писателя за то, что не скатился в жанр агитки, а потому и Турция в романе отнюдь не напоминает кошмарный Мордор, и сами турки (враги без вариантов!) не выглядят карикатурными толкиновсими орками. Да, собственно, и с чего им на них походить, если война ведется не ради "убить всех человеков", а с прозаической конечной целью прибрать в загребущие руки земли соседей и прибарахлиться ништяками? То бишь,конечно, враги - но без демонизации и пропагандонского изображения в виде монстров из иной реальности. Что, впрочем, нисколько не отменяет отношения к ним именно как к врагам, которых следует убивать. Ну, и сцены штурмов маленькой крепости здоровенной армией осаждающих ("Вдруг взвилась из-за города бомба, /И пошли бусурмане на приступ") выписаны куда как впечатляюще, даром, что без нарочитого смакования гор трупов и рек кровищщи. Настолько впечатляюще, что даже зная заранее, чем оно кончилось в итоге, испытываешь неиллюзорное волнение по поводу исхода очередной атаки.
Отдельно запомнился любопытный образ воинственного феодала, использовавшего пленных турок в качестве спарринг-партнеров. Ну да, бились они там, что называется, в полный контакт - однако пленные были такими же профессионалами клинка, копья и прочих инструментов убиения ближнего и дальнего, да и упакованы при этом в такие же доспехи. В общем, по факту получался благородный средневековый спорт, а отнюдь не избиение беззащитных. А все потому, что любитель оружейных спаррингов был тоже нормальным человеком...
Да, кстати, экранизацию лично я тоже посмотрел с удовольствием и могу рекомендовать - если вы, конечно, не относитесь к числу любителей крышесносного артхаусного треша.

UPD. А вот здесь - https://dimon-porter.livejournal.com/92217.html - можно глянуть, как выглядит тот самый Эгер в наши дни.