new_vodokachkin (new_vodokachkin) wrote,
new_vodokachkin
new_vodokachkin

Categories:

"О доблестях, о подвигах, о славе..."

Любопытным образом складываются мои отношения с венгерской художественной литературой. Не скажу, чтобы прочел ее очень уж много, но зато что ни книга, то солидная порция читательского удовольствия. Вот и на этот раз...


Дочитал спустя больше четверти века книгу, которую начал читать когда-то в гостинице во время командировки. Вообще-то, была она не моя, а соседа по номеру, но он в то время безмятежно дрых, я же пребывал, что называется, "духовной жаждою томим" и все в таком роде. Поэтому, заметив у него на тумбочке исторический роман с воодушевляющей картинкой на обложке, быстренько им завладел и "проглотил" почти половину, пока самого не сморил сон. А ранним утром сосед отправился на свой поезд, и дочитывание, по разным обстоятельствам, оказалось отложено на годы и годы...
Вот, кстати, та самая обложка -



Книга, понятное дело, известная более чем и наверняка большинству из вас давно знакомая. Но должен же я соответствовать высокому званию заслуженного слоупока!
Итак, дочитал я "Звезды..." - вернее, конечно, прочитал заново с самого начала. И поскольку рецензий в привычном занудном значении этого термина отродясь не писал, не пишу сейчас и надеюсь не пасть настолько низко в будущем, то лучше бесхитростно перечислю по пунктам, что мне пришлось по душе.

Во-первых, это то становящееся в нынешней литературе все более редким обстоятельство, что на протяжении всего повествования перед нами проходят нормальные люди. То есть, такие, которые вполне нормальны и по средневековым меркам, и по сегодняшним. Вероятно, один из показателей глубокого умственного нездоровья нынешнего общества - это склонность литературы порождать уже не отдельных психопатов, а целые их паноптикумы и кунсткамеры, к тому же "хаваемые пиплом". Достаточно вспомнить популярность такого цирка уродов, каковым является набившая оскомину "Игра престолов", где нормальных людей можно пересчитать по пальцам одной руки. А на страницах романа Г.Гардони - реальное, не фэнтезийное средневековье, без всякого колдунства, и тем не менее, населенное личностями, к большинству из которых не страшно и спиной повернуться (а в отношении кого лучше подобным образом не рисковать, то их мотивы тоже вполне понятны, а не продиктованы катушками, с коих тем персонажам случилось однажды съехать).

Во-вторых, что мне колоссально импонирует, это люди действия, а не приверженцы нескончаемых рефлексий. Что, кстати, вполне реалистично - какой-нибудь тормозной соплежуй вроде пресловутого Гарри Потного Поттера в те нескучные времена просто имел мизерные шансы прожить сколько-нибудь долго. Или, как вариант, прожить жизнь если и долгую, то безрадостную - например, евнухом при гареме (не забываем, что до Турции от того Эгера, в общем-то, было рукой подать). Причем действие это тоже осмысленное и обусловленное здравыми соображениями, а не просто "экшн" ради "экшна" как такового.

В-третьих, автор явно не был особо религиозен (и герои его ведут себя аналогично - насколько позволяет время действия) и не относился к фанатам т.н. семейных ценностей - отсюда образ главгероини, которая порадовала тем, что забила большой болт с левой резьбой на родительскую волю окрутить ее с безмозглым дристливым мажором и удрала с главгероем. То есть, перед нами не пушкинская дура Танюха Ларина, которая "но я другому отдана...", а нормальная женщина, способная, говоря словами Л.Ламура, "идти не вслед за мужчиной, а рядом с ним". А то послушалась бы батяньку с маманей, и себе бы испортила жизнь, и парня бы обидела почем зря. Впрочем, и избранник ее непохож на никчемушного бездельника Онегина, который, на мой взгляд, до самого конца стихотворного романа имени себя сподобился так и не стать подлинно взрослым человеком. Ну, да хрен с ним, с Онегиным...

В-четвертых, порадовал реализм в описании боевых действий (средневековая война же! И вообще, тогдашняя Венгрия - суть европейский фронтир). Не в смысле опять-таки осточертевшего "кровь-кишки-распидарасило", а в смысле правдоподобности, с которой обрисованы мысли и поступки участников многочисленных схваток, боев и битв, включая и знаменитую осаду. Кто хоть раз подвергался реальной смертельной опасности, тот поймет. Дополнительно следует похвалить писателя за то, что не скатился в жанр агитки, а потому и Турция в романе отнюдь не напоминает кошмарный Мордор, и сами турки (враги без вариантов!) не выглядят карикатурными толкиновскими орками. Да, собственно, и с чего им на них походить, если война ведется не ради "убить всех человеков", а с прозаической конечной целью прибрать в загребущие руки земли соседей и прибарахлиться ништяками? То бишь,конечно, враги - но без демонизации и пропагандонского изображения в виде монстров из иной реальности. Что, впрочем, нисколько не отменяет отношения к ним именно как к врагам, которых следует убивать. Ну, и сцены штурмов маленькой крепости здоровенной армией осаждающих ("Вдруг взвилась из-за города бомба, /И пошли бусурмане на приступ") выписаны куда как впечатляюще, даром, что без нарочитого смакования гор трупов и рек кровищщи. Настолько впечатляюще, что даже зная заранее, чем оно кончилось в итоге, испытываешь неиллюзорное волнение по поводу исхода очередной атаки.

Отдельно запомнился любопытный образ воинственного феодала, использовавшего пленных турок в качестве спарринг-партнеров. Ну да, бились они там, что называется, в полный контакт - однако пленные были такими же профессионалами клинка, копья и прочих инструментов убиения ближнего и дальнего, да и упакованы при этом в такие же доспехи. В общем, по факту получался благородный средневековый спорт, а отнюдь не избиение беззащитных. А все потому, что любитель оружейных спаррингов был тоже нормальным человеком...

Да, кстати, экранизацию лично я тоже посмотрел с удовольствием и могу рекомендовать - если вы, конечно, не относитесь к числу любителей крышесносного артхаусного треша.



UPD. А вот здесь - https://dimon-porter.livejournal.com/92217.html - можно глянуть, как выглядит тот самый Эгер в наши дни.

Tags: история, литература
Subscribe

  • "Ка-бар-лайт"

    Отзвук дня рождения вашего скромного повествователя, состоявшегося полгода назад. За этот срок удалось достаточно объективно оценить по…

  • Порхающие, как бабочки, жалящие, как осы.

    Разнообразие бабочек на Среднем Урале не слишком велико - возможно, даже меньше, чем ассортимент в здешних торговых точках складных ножиков,…

  • "Дорогие мои старики..." (3)

    Еще порция клинковых артефактов, происхождение которых относится к 90-м годам ушедшего столетия. По установившемуся для этого мини-цикла…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • "Ка-бар-лайт"

    Отзвук дня рождения вашего скромного повествователя, состоявшегося полгода назад. За этот срок удалось достаточно объективно оценить по…

  • Порхающие, как бабочки, жалящие, как осы.

    Разнообразие бабочек на Среднем Урале не слишком велико - возможно, даже меньше, чем ассортимент в здешних торговых точках складных ножиков,…

  • "Дорогие мои старики..." (3)

    Еще порция клинковых артефактов, происхождение которых относится к 90-м годам ушедшего столетия. По установившемуся для этого мини-цикла…