Навеяно дальнейшим чтением раздела "Все новости" на нашем областном "Еодине" (aka https://www.e1.ru/). И нет, это не про видящееся некоторым согражданам в мечтах "беспощадное и полное искоренение педофилов, от которых, того и гляди, погибнет Россия", это про другое - про технический аспект.
Итак, побудил натюкать читаемый вами пост материал под заголовком "Инструкция психолога для родителей, которые хотят защитить своего ребенка. Лайфхаки и приемы, которым обязательно стоит научить детей"(https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69547413.html).
Так условно и разделим - 1) лайфхаки; 2) приемы.
Что до первого, скажем так, раздела - посвященного лайфхакам - то в целом рекомендации прозвучали здраво, в частности, порадовало совершенно реалистичное отношение к бытующему и некритично тиражируемому стереотипу "опасные незнакомцы. Первое, что приходит в голову, — научить никогда не разговаривать с ними". А также пункт, адресованный уже не родителям, а самому человеческому детенышу - "И ничего не бойся" (прозвучало прямо-таки отрадно на фоне усиленно насаждаемого в обществе взгляда, будто бы бояться совершенно нормально, и что вообще необходимо уважать чужие страхи). Короче, психологическую часть есть смысл прочесть, осмыслить и использовать по прямому назначению.
А вот что касается "приемов", тут человек, именуемый странным выражением "эксперт по безопасности", выдал нечто весьма и весьма далекое от жизненного реализма. И, кое-что смысля в деле бития ближнего своего, замечу даже, что попытки буквально следовать его рекомендациям могут кончиться плачевным образом. Поэтому над указанными рекомендациями позволю себе учинить некоторое препарирование. Как повелось, курсивом идут цитаты из текста по ссылке, а жЫрным шрифтом - мои злопыхательства.
"Приведем два простейших приема, которые может освоить ребенок"
Попытка свести все к "двум приемам" - заведомый тупик даже для взрослого индивида в хорошей общефизической форме, а для ребенка - тем более. Ну не бывает таких двух "волшебных приемчиков", которые бы годились на все случаи жизни. Иначе откуда бы взялось вообще все многообразие техник невербального убеждения оппонентов?
"Эти навыки невозможно наработать, читая текст, надо практиковать"
А вот по этому пункту, что называется, ППКС! Даже всеми руками и ногами. Ибо сплошь да рядом диванный мыслитель (нередко лет в 30 уже с одышкой, остеохондрозом и даже геморроем!) уверен, что если он посмотрел нечто на ты-трубе, то запросто сумеет повторить - он же видел, как это делается! Или если не видел, то читал. Впрочем, таких горбатых испортит лишь неглубокая яма в земле...
"Ситуация № 1. Если атакует взрослый или более сильный, а ребенок успел поднять с земли палку (нарабатывается)"
Вот вам и нереалистичный подход. Просто оглянитесь по сторонам хотя бы в десятке различных мест и подсчитайте все попавшиеся на глаза бесхозные палки, которые только и дожидаются, чтобы их подняли. Даже оставляя за рамками вопрос насчет "успеть". Реально рассчитывать можно ТОЛЬКО на те подручные средства, которые заранее имеются с собой и которые не требуется доставать из всяких там сумок, рюкзаков и прочего, сиречь - извлекаемые и приводимые в готовность одним движением. А высматривать палки и прочее вокруг, когда счет пошел, при благоприятном раскладе, на секунды - сродни надежде поправить свои финансы путем выигрыша в лотерею.
"Палку держать одной рукой, второй отводить удары"
Э-э??? Предполагается, что ребенок успел когда-то освоить до приличного уровня технику блокирования ударов? Как там гласит известное восклицание Станиславского... ну, вы поняли.
"При нескольких часах отработки даже восьмилетка дает такой силы удар, что схватить его невозможно"
Ага, щаззз! Если бы эту восьмилетку тренировал я - своими нестандартными методами, и не "несколько часов", а несколько десятков часов - тогда в какой-то мере это могло бы обстоять так. А то, что мы видим там на картинке -

- это прямиком из рубрики "как не надо делать"! Тут и восьмилетка демонстрирует абсолютнейшее неумение (взять хотя бы то, как она держит свой учебный дрын, да еще и закрыв глаза), и взрослый, мягко сказать, действует ...неоптимально. А главное, повторим, вероятность прямо по ходу событий таким дрыном обзавестись или извлечь его "из широких штанин"(с) - околонулевая.
"Освобождения от захватов рычагами в бою против взрослого не работают"
С этим тезисом соглашусь. Даже против индивида, просто имеющего значительное превосходство в физической силе. Что однако совсем не значит, будто бы надо капитулировать - в конце концов, боевые искусства (не путать со спортивными единоборствами, это ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫЕ виды деятельности!!!) изначально создавались не для того, чтобы МЕРЯТЬСЯ СИЛАМИ, а чтобы НИВЕЛИРОВАТЬ превосходство в таковых кондициях.
"Для того чтобы противник разжал захват, достаточно нанести удар любым твердым предметом (коротким концом палки, камнем) в область тыльной стороны кулака"
Угу, угу. Непонятно только, откуда и каким образом означенная палка или камень телепортируются в детскую руку.
"В качестве оружия могут быть использованы костяшки собственного кулака"
Вот это уже ближе к делу. Хотя есть одно "но" - упомянутые костяшки (кстати, какие именно? В дзюдо, например, предписывается использовать межфаланговые суставы пальцев сжатого кулака, и практика подтверждает правоту этой идеи) и у взрослых бывают чрезмерно нежными и чувствительными, а у детишек - тем более. В общем, просто так с места в карьер может оказаться не так блестяще, как ожидается.
А если уж отбросить всякое лицемерие и говорить начистоту, в качестве подручного аргумента, который может быть постоянно при себе, который не бросается в глаза и который при использовании обладает очень большой доходчивостью и убедительностью, отлично работает - ну да, правильно догадались, заточенная железяка с рукояткой, известная в народе как ножик


Возвращаясь к теме детской самообороны. Психологическая готовность - вещь замечательная, но без соответствующего освоения (и поддержания!) технических навыков ценность ее останется более чем скромной. А технические навыки - это не "два простейших приема", это вопрос серьезных тренировок. Если заранее исходить из того, что "это не для нас", "это излишнее" и т.п., лучше и не браться за дело вообще. Дабы не испытывать иллюзий, будто бы пару-тройку раз что-то попробовав, чему-то смог научиться.