...Которая, на мой взгляд, в наше время понятна исчезающе малой части представителей рода человеческого.
Помнится, давненько, почти что 8 лет назад, я этой темы уже касался - импульсом тогда послужило прочитанное в книге (https://v-vodokachkin.livejournal.com/21125.html). Так же вышло и на сей раз, правда, книга совсем другая, и пример взят совершенно из другой области, но суть подхода - та же самая.
Итак, по рекомендации людей, к которым автор этих строк относится с уважением, взялся я приобщаться к литературному наследию болгарского писателя Богомила Райнова, о котором прежде если и слышал вообще (в чем не уверен), то разве лишь краем уха. Что ж, лучше поздно, чем слишком поздно, да и всяко полезнее, чем тратить остаток жизни на выяснение, кошерный ли получился "Ведьмак" у "Netflix" или вообще фуфло голимое

В книге воспоминаний "Странное это ремесло" встретился запомнившаяся писателю беседа с участием французского скульптора Марселя Жимона (который назван "крупнейшим из представителей французской скульптуры, живших в то время, и, вероятно, одним из наиболее замалчиваемых официальной критикой"), высказавшего по ходу разговора следующую мысль:
"— Кое-кто из моих студентов считает, что я нагоняю на них страх. А я только хочу показать им, как медленно и с каким трудом достигаешь в искусстве вершин. Однажды ко мне в мастерскую явилась дама уже не первой молодости и спросила: «За какой срок, по-вашему, можно овладеть скульптурой?» — «Не за тот, что предусмотрен учебной программой, — ответил я. — Но если будете работать настойчиво и если у вас есть способности, то лет через двадцать вы, возможно, почувствуете, что уже овладеваете скульптурой». — «Через двадцать лет меня, может, уже не будет в живых», — сказала дама. «Видите ли, мадам, великий Роден начал лепить из глины четырнадцати лет от роду, а «Бронзовый век» изваян им только в тридцатисемилетнем возрасте. Значит, называя вам срок в двадцать лет, я поставил вас на одну доску с гением. Будем надеяться, что ваше мрачное предсказание насчет собственной смерти не оправдается. Но при всех обстоятельствах вы осмысленно проживете жизнь, с сознанием того, что с каждым днем продвигаетесь вперед, пусть хоть на один миллиметр»"
Вот именно - с каждым днем вперед хоть на миллиметр. Тот самый Путь, который невозможно пройти до конца, но которым можно бесконечно следовать - и эта бесконечность есть благо сама по себе. Смысл обретения подлинного мастерства не в достижении некоего конечного предела, но в бесконечном продвижении, если угодно - в самом процессе обретения. И если, отбросив спешку и суету, придерживаться такого принципа, то действительно, "лет через двадцать вы, возможно, почувствуете...". Чтобы не ходить далеко за примерами - да хотя бы как ваш скромный повествователь, отнюдь не склонный считать себя гением и говорящий абсолютно честно, что на четвертом десятке лет каждодневной практики он таки кое-что смыслит в рукоприкладстве. И неважно, в какой именно области происходит то самое обретение мастерства...
Впрочем, сегодня этот подход просто обречен на непопулярность. Сейчас - и неизвестно, на сколь долгое время - возобладало глупенькое представление, будто бы приобретение знаний, умений и т.п. аналогично загрузке программ в компьютер. Надо, мол, только отыскать "правильный мануал", и дело в шляпе! Ну-ну, как же... В результате, на выходе такая система дает толпу полуграмотных особей, которые даже могут "уметь в гаджеты" - но неспособных реально научиться ничему. Поскольку стратегия "как-можно-быстрее-достичь-намеченного-у