new_vodokachkin (new_vodokachkin) wrote,
new_vodokachkin
new_vodokachkin

Categories:

О реальной ценности образования

В очередной раз навеяно попавшейся на глаза рекламой:


Вот эта вот фраза - про "репетитора для выполнения домашних заданий" - настолько привычно и даже избито звучит, что уже как-то и не коробит?

Тогда развиваем логическую цепочку дальше. Итак, домашние задания делает репетитор (или готовенькие варианты ищутся в этих наших интернетах... в общем, "папа решает, а Вася сдает"(с)). На выходе получается обладатель, тык-скыть, соответствующих познаний. Школа остается позади, на очереди вуз в качестве источника вожделенных "корочек" - и там продолжается такая же фигня, с курсовыми и дипломной, сделанными кем-то другим, разумеется, не альтруизма ради, а пополнения собственного кармана для. Вот эти другие и есть носители реальных знаний, и отчего бы им при наличии товарно-денежных отношений свои знания не монетизировать, благо, спрос со стороны ленивых раздолбаев имеется? (Да-да-да, и пусть по этому поводу какой-нибудь левенький полудурок повторит любимую мантру "Услуганетовар!").

Однако та же логика неумолимо приведет к тому, что количество таких носителей нефиктивных знаний - которые умеют брать n-мерные интегралы, рассчитывать сопротивление в цепи, делать хирургические операции, проектировать инженерные сооружения и т.д., а не только тупо "гонять в танчики" и "снимать видосики" - будет постепенно снижаться. Что, собственно, и наблюдаем вот прямо сейчас, вот прямо вокруг, даже настолько успев привыкнуть, что уже и не удивляемся. Отсюда и дефицит специалистов (в изначальном значении термина, а не в смысле обладания дипломами) при, вроде бы, большом поголовье выпускников. Отсюда, как неизбежное следствие, падение культуры производства, деградация научной сферы и общее поглупение усредненного гражданина. А дальше - упадок по всем направлениям. Что, опять-таки, и наблюдаем уже сейчас.

Дилемма вырисовывается предельно простая. Либо внятная политика подготовки кадров для всех областей экономики и всего общественного бытия в целом - с достаточно жесткими требованиями на каждом уровне. Либо - "рынок образовательных услуг" со всеми дурацкими "гуманитарными университетами", с переизбытком всевозможных юристов и разнообразных мутных "урбанистов" и, как только что сказано, с хроническим и нарастающим дефицитом реально знающих и умеющих людей. Реально решить эту проблему в условиях сегодняшнего капитализма? Фиг вам. До некоторой степени его выручает носящая различные формы "утечка мозгов" в места с более благоприятными условиями, но - только до некоторой. Вывод отсюда? Либо мы создаем научно организованный социум с плановой экономикой и общественной собственностью, функционирующий в интересах большинства - либо остаемся при рынке с уже идущей деградацией и перспективой визитов Белых Песцов. Tertium, уж не взыщите, non datur.



UPD. Практически то же самое, озвученное другим человеком (доктором технических наук однако) -  https://www.e1.ru/news/spool/news_id-66365968.html
Особо примечательна откровенная констатация: "Государство под благовидными предлогами планомерно губит всё высшее образование. Это же не только в строительстве так, это во всём". Кто-либо имеет что-нибудь аргументированно возразить?

Tags: деградация, если вдуматься, капитализм, обучение, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 150 comments